Владимир Рацкевич / Vladimir Ratzkevitch aka  ZoomRa — основатель ряда музыкальных проектов («Ruby Attack», «Високосное лето», «Citadel», «Tennis», «Vector», «ZoomRa»), композитор, 
мультиинструменталист, медиахудожник, режиссёр, продюсер, TV-sound designer, sound artist. 
  Дискография включает 10 CD альбомов, 2 LP и множество сборников. Участвуя  в концептуальных сольных проектах радикальных импровизаций, Владимир 
Рацкевич является организатором мульти-форматных фестивалей и сценических перформансов.

Наиболее известные в настоящее время:

«Fractal Compilation Fest» (Science Creates Future Art) 2010

«The End…» (Beat-Rock reconstruction) 2014
«Contemporary Guitar Fest» 2015
«ModMusic» (Improve collaboration) 2018

«eclectica fest» 2022

Проекты радикально пересматривают традиционную сценическую ситуацию, вовлекая новых артистов, представляющих свои оригинальные работы, публичный показ которых так необходим сегодня. Это преимущественно экспериментальная музыка, радикальная именно в своей работе со временем и в диалоге со слушателем.
На показы приглашается публика пытливая, готовая воспринимать такую некомфортную музыкальную ситуацию, создавая особую питательную творческую среду. Артисты-участники проектов это не музыканты-исполнители в привычном понимании, а перформеры, одушевленные арт объекты, наполненные гипнотической энергетикой художественного акта.

15 января 2023 года Владимир Рацкевич (проект «ZoomRa») сыграл юбилейный концерт «Рубиновая Атака: 55 лет». «Рубиновая Атака» одна их самых известных рок-групп московского агдеграунда 60-х и-70-х годов прошло века. В зале было много людей, знавших Рацкевича в роли лидера экспрессивного рок-бэнда, но из ностальгических трендов и рок-шоу «Рубиновой атаки» в этот вечер не предложили ничего.

Музыканты начали готовиться задолго до прихода публики, это свидетельствует об их опыте и заботе о качестве звука. Этот процесс был особым и даже увлекательным зрелищем. Перед концертом прозвучала аудио-запись выступления группы «Рубины» — предшественника «Рубиновой атаки». Актуальный же стиль Рацкевича можно определить как сочетание грозного рок-эмбиента и тревожной звонкой музыки сфер. Редкие сдержанные соло гитар Владимира не были призваны кого-то тревожить, этим был занят креативный электронный аккомпанемент и ударные, за которые отвечал Евгений Кузин.

Концерт иллюстрировался культовыми произведениями мировой живописи. Мощная композиция с резкими психоделическим соло «Герника» — картиной Пабло Пикассо. Далее в звуке появлялся ориентальный аромат и несколько неожиданно — фрагменты полотен Иеронима Босха. «Лицо войны» — картина Сальвадора Дали, появилась перед зритерями под настойчивые электронных ударные и летящую поверх них недобрую гитару. Структура вечера не предусматривала традиционный бис, музыканты включили их в ткань завершающей композии.

Звучала фраза, которую выводили и на экран: «Sie sehen nicht Dass sie nicht sehen (Они не видят Что они не видят)», которая вполне может пониматься, как описание настроения концерта. Впрочем, про концепцию вечера Рацкевич ничего не сказал, но иллюстрации на экране ясно говорили об экзистенциальной тревоге и необходимости мыслей о смысле бытия.

https://youtu.be/lvMDHjZlDuw

CONTEMPORARY GUITAR FEST #6:

ОТ ЕВКЛИДА К ЛОБАЧЕВСКОМУ

Конечно, правы были те, кто увидев в конце октября наше совместное с Любой Кравченко (Любовь Кравченко) и Владимиром Рацкевичем (Владимир Рацкевич) фото, заподозрили неладное. Да – мы встречались для того, чтобы обсудить выступление Любы на гитарном фестивале Contemporary Guitar Fest #6. По такому случаю был придуман псевдоним Luba Kraft Collaboration и сочинён сольный номер, полный любимых (простите невольный каламбур  ) Любой экспериментов со слайдом, смычком и разными примочками. Чтобы положить свои гитарные фантазии на надёжную ритмическую основу, Люба пригласила басиста Женю Зилкова, коллегу по группе Yükat’ann (Yukatann).Люба и Женя предстали в образе этакой Космической Пары и несомненно получили приз зрительских симпатий. От их композиции веяло ледяным холодом; в ней были не только звуки Вселенной, но и вполне земные – фрагмент песни «Bläck» шведской группы Garmarna и цитата из «Corporal Clegg» Pink Floyd. Должен признаться, на мероприятия, подобные Contemporary Guitar Fest, попадаю я крайне редко, да и по авангарду не очень чтобы спец. А тут вдруг ощутил себя где-то в Свингующем Лондоне, в каком-нибудь «Раундхаузе», году этак в 1966-м. По крайней мере, ничего ближе гитарных экспериментов того времени со звуком в моём культурном багаже не имеется. Кит Роу из AMM, Сид Барретт, Джими Хендрикс, Hapshash and the Coloured Coat – все они как будто незримо присутствовали в казавшемся бесконечным полутёмном пространстве «Бумажной фабрики». Да, и The Velvet Underground времён «White Light/White Heat» тоже упомянуть можно.

Первым выступающим был сам Владимир Рацкевич, и к его-то сету я был более-менее готов. Три лежащие плашмя гитары издавали угрожающие звуки без участия музыканта, а сам он добавлял поверх этого то губную гармонику, то ещё одну гитару. Ну и Евгений Кузин (Evgeny Kuzin) на электронной перкуссии. Плюс, конечно же, фирменные видеопроекции – всё вместе это было невероятно завораживающе. А вот Fesikl Mikensky просто ошарашил, ошеломил своей свободной (или, как сказал бы английский гитарист-импровизатор Дерек Бейли, «неидиоматической») импровизацией. Да, громко и не душе/ушеусладно  Но кто сказал что абсолютно вся музыка должна быть именно такой? Эмоциональная встряска-то будь здоров! Плюс изрядная головоломка – как всё это ему в голову приходит и из пальцев выходит? Иногда создавалось впечатление, что гитара Феликса – это мятущееся живое существо, которое он изо всех сил пытается удержать в руках. Кстати, гитара была совсем непростая – настоящий Harmony H44 Stratotone 1953-го (!) года выпуска с установленным на деке MIDI-контроллером Livid Instruments Guitar Wing. Можете себе представить, какая гремучая смесь получилась!  Дуэт гитаристов Анхеля Онтальвы (Ángel Ontalva) и Алексея Борисова (алексей борисов) немного развернул окружающую реальность в сторону более привычных среднему уху музыкальных конструкций. Музыканты погрузили всех в некий транс в лучших традициях Сида Барретта и Роберта Фриппа. Анхель, конечно, супергитарист; много я об этом испанце слышал, и вот, наконец, услышал вживую. Алексей не только создавал ритмический каркас для эфирных конструкций Анхеля, но свою весомую лепту в солирующую составляющую тоже вносил. Ну и завершила вечер Lada Raskol’nikova, электронная ворожея с бас-гитарой. Можно сказать, укачала всех своими неотвратимыми волнами обволакивающего эмбиента. Вместе с ней была девушка с дутаром по имени Ярослава; время от времени она извлекала из инструмента звонкие ноты, которые Лада вплетала в общее звучание… Тут уж я вспомнил ранние работы Брайана Ино. В общем, дорогие друзья, на этом фесте чувствовал я себя неким обитателем Евклидовой вселенной, неожиданно попавшим во вселенную Лобачевского. Мозг иногда бурно вскипал, крышку сносило и конфорку заливало, но эмоциональный отклик был сильнейшим! Я вообще люблю всё, что даёт хорошего пинка, выводит из зоны комфорта, мотивирует на расширение горизонтов осознания. Иначе никогда не сдвинешься дальше «В лесу родилась ёлочка». Ну, или, в лучшем случае, «Sweet Home Alabama».

Рацкевич начал выступать в конце 60-х, собрав группу «Ruby Attack». Успех не заставил себя долго ждать: версии знаменитых ритм-энд-блюзовых хитов в «психоделической упаковке» сделали команду по-настоящему популярной на московской рок-сцене. Следуя законам «андеграунда», Рацкевич создает «Високосное лето», затем «Citadel» и «Tennis». Не останавливаясь на ритм-энд-блюзе, он смело экспериментирует со звуком, стилем, имиджем. Неоднократно идеи Рацкевича оказывались для современной музыки новаторскими. В 1984 году Рацкевич собирает новый проект «Vector» и сочиняет треки в стиле диджея брейк-данса, одновременно продвигая эклектику и минимализм. В 90е годы становится ведущим композитором-оформителем ТВ программ «Взгляд» и «ВИD». Позднее на студии «Мелодия» записывает нестандартную музыку с радикальными элементами, «уходит с головой» в дебри электроники и экспериментального авангарда…  
При создании новых треков Владимир Рацкевич использует тщательно подобранную аппаратуру и звуковые found objects, circuit bent boxes – специальные гаджеты и авторские голосовые, шумовые и музыкальные заготовки. Зачастую ценическая инсталяция и sound cheсk перманентно включены в INTRO перформанса-хэппенинга. Стилистически это: EXPERIMENTAL, ALTERNATIVE ELECTRONIC, INDUSTRIAL, NOISE. MINIMAL. DRONE AMBIENT, NU JAZZ, FUNKY, ROCK, BLUES, SOUND TRACKS, VIDEO, MEDIA-ART, ПОЭЗИЯ, ЭЛЕКТРОННО-ТРЮКОВЫЕ СТРАННОСТИ и многое другое…

https://youtube.com/watch?v=lozk4Ieh3q8

zoomra@mail.ru

Владимир Рацкевич. В отличие от Градского, Макаревича, Ситковецкого и других — громкого имени не сделал. Быть может, и не стремился к этому, представляя другой артистический и человеческий тип — изобретателя нового звукового языка предпочитающего  шумным стадионным концертам тишину и уют музыкальных студий.
«Широким массам» Рацкевич все же стал известен. Но сравнительно недавно. Как обычно, рекламу ему сделало ТВ: ведущие «Взгляда» не забывали постоянно отмечать в конце передач своего «оригинального» композитора. Что же, приятно знать, что многочисленные отбивки, заставки и прокладки этой популярной программы не анонимны, а имеют вполне конкретного живого автора. Но заставок все же маловато для того, чтобы назвать человека композитором. И словно чувствуя это, «Взгляд» познакомил зрителей с несколькими фрагментами из пьес Рацкевича. Пьес действительно нестандартных, весьма мало смахивающих на расхожую телеэстраду, но и на рок-музыку вообще. И вот, фирма «Мелодия» — как бы уже на своем уровне — весомо подтверждает этот «раскрут» выпуском диска, скромно обозначенного как  «Задача в Общем Виде».
В чем же необычность этой музыки (если все же использовать такое слово?) Да, пожалуй, уже в самом жанре. Композиции Рацкевича сочетают…нет, не вокал, не пение — а стихи, прозу — особым образом проинтонированные и ритмически организованные — с различными шумами, гулами, музыкальными фонами. Музыкант-поэт («алхимик»), сидя в своей домашней лаборатории, смешивает на свой вкус самые разные звуковые технологии, играет ими, забавляется. В этих «обломках цивилизации» джазовая тема «Take Five» Дэйва Брубека может соседствовать с мощными басовыми риффами от «хэви-метала». А афро-кубинские ритмы — с могучими «подземными гулами» современных нибелунгов, кующих своими молотами, пискливо приговаривая при этом следующее.
Заклинание
«…Постановить, как гипотетический императив, что шизофрения есть процесс творчества духа — вечного, неразрушимого и бессмертного…»
Ну, коли игра с музыкальными технологиями, то естественно допустимы игры и со словом. Слово-предмет и слово-фикция, слово-краска и слово-обманка, реальность и абсурд:
Десять тысяч писем — я прочел во сне… Ты испортил стену — свет зажег в окне… Мучая бумагу — пишут, зная слог… Адская работа — я бы так не смог…
Все эти тексты произносит авторский голос. Мягкий, сочно московский интеллигентный выговор, спокойный, ироничный, значительный. Высокий штиль, специальная терминология (философская, физическая, инженерная) и жаргон улиц, дворов, очередей, толки, сплетни, пересуды, анекдоты, шуточки. Реальный голос из реально-ирреальной жизни, из нашего узнаваемо-кафкианского сегодня:
Ты родился в своей стране, Экспериментальной стране. Ты экспериментируешь, Всю жизнь кого-то дублируешь. Ты — экспериментатор, Твоя сестра — ошибка. Зима весной вздыхает, Лето осенью рыдает, Человек собакой лает….
Странно, страшно, холодно. Российский сюрреалистический быт. Сцепления знакомых фраз, клише, образов — но что-то в сцепке ломается, смещается, и получаются канторо-сундуковско-басыровская «вывернутость», чернуха, бред…
Этот монтажный принцип, смещение привычного, фантазии и «фильмы ужасов» — прием очень сильный. Он действует…

» … и вот, значит, вылез Рацкевич в «Хлебе», такой монстр, мощнейше выступил с двумя девами: одна выла, другая играла на виолончели, барабаны еще… Это был такой секс – Velvet Underground отдыхает, вельветовщина такая в духе Sister Ray, фантастика короче.»
* Артемий Троицкий *
——-
Специально приехал посмотреть на Владимира Рацкевича живьем. Последний раз видел его по телевизору лет 12 назад. Потрясающе! По-моему он стал только моложе. Даже моложе других музыкантов, которым на вид около 20. А музыка стала интересней. Впечатлила общая поэтическая стройность композиции. Плюс этот его гипнотизирующий видеоарт. Такое экспресиивное отображение современной действительности получилось! И ведь это, как я понимаю, импровизация? Очень понравилось! Хотелось бы побывать еще на его концертах. Спасибо!
* Sergant *
——-
… и запланировали пойти на его концерт в клуб …
Рацкевич представлял свой проект Zoomra, я относился к этому скептически. Но этот концерт оказался одним из самых впечатляющих за последние полгода. Началось с того, что электроника была «подкрашена» гитарными переборами (сам Рацкевич) и электронными ударными (Катя Титова). Совсем мозг захватило, когда вступили скрипка (Маша Логофет) и саксофон (Настя Черникова), а потом и виолончель (Даша Ловат). Буйство продолжалось примерно 75 минут: наслоение ритмов, включения живых инструментов и постоянное напряжение.
Всё подкреплялось видеорядом, демонстрирующим фракталы во всей их красе. Благодаря этому и фотки вышли эффектными …
Читались тексты, вживую… (Алексей Полетаев).
Мы даже про бокалы с пивом забыли, концерт прошел на ура…
* Thomas-rus *

‪Слава Радиков:‬ Легендарная группа, почему то напрочь забытая у нас, это возмутительно, группа была очень популярна не меньше чем МВ, или Висакосное лето!
А то кругом одни монстры рока, а настоящих и не замечают!(((
‪Степан Снегура‬: МВ тогда попсоватая бард группа (ближе к ВИА) с хилекньким вокальчиком, рядом с RA ловить было нечего. А Рацкева — эстетическое явление.

 

Рацкевич Владимир. Российский музыкант, композитор. Стартовал в московском роке в конце шестидесятых («Ruby Attack»). Формировал музыкальные вкусы в московском роке семидесятых. Создавал музыкальные заставки и отбивки для телепрограммы «ВИД». Композиции Рацкевича, сочетающие в себе стихи и прозу, особым образом проинтонированы и ритмически организованы — с различными шумами, гулами, музыкальными фонами. Музыкант-поэт («алхимик»), сидя в своей домашней лаборатории, смешивает на свой вкус самые разные звуковые технологии, играет ими, забавляется. Мягкий, сочно московский интеллигентный выговор, спокойный, ироничный, значительный. Высокий штиль, специальная терминология (философская, физическая, инженерная) и жаргон улиц, дворов, очередей, толки, сплетни, пересуды, анекдоты, шуточки. Реальный голос из реально-ирреальной жизни.

Задача В Общем Виде

«Рубиновая атака» - группа, исполнявшая жесткий ритм-энд-блюз и все 70-е годы стабильно державшая первое место в рейтинге популярности столичных англоязычных рок-коллективов.
В 1967 году на Петровско-Разумовской улице в Москве, что сразу за стадионом «Динамо», совместно с Евгением Авиловым (бас), Александром Меншагиным (барабаны), Юрием Водопьяновым (вокал) и Алексеем Тегиным (гитара) он организовал группу «The Saints» («Святые»), которая исполняла произведения из репертуара «The Shadows», «The Ventures», «The Beatles», «The Monkees» и других коллективов.
В 1968 году, вместе с Алексеем Тегиным Рацкевич собрал группу «Рубины», в которую также вошли Сергей «Баска» Ляшенко (бас-гитара) и Александр Самойлов (барабаны). Первый концерт группы состоялся зимой 1968 года на репетиционной базе, в актовом зале Института физики земли им. О. Ю. Шмидта после торжественного заседания, где были исполнены инструментальные обработки «Битлз» и «Шедоуз». После следующего выступления заведующий залом заявил: «Такой джаз нас не устраивает. Нам нужен настоящий танцевальный оркестр» и группе пришлось искать новую базу.

В 1969 году, после того, как группу покинул Алексей Тегин, Рацкевич переименовал группу «Рубины» в «Рубиновая атака».

Летом 1972 г. Владимир Рацкевич организовал новую группу и назвал ее «Високосное Лето». Первое выступление «Високосного Лета» состоялось в легендарном московском кафе «Синяя птица», состав: Владимир Рацкевич, Александр Зайцев-бас (группа «Садко»), Сергей Шевелев-ударные (группа «Садко»). Осенью 1972г «Рубиновая Атака» возобновила активность, но Рацкевич решил не бросать, созданный им, и уже раскрученный брэнд и даже продюсировал группу «Садко, которая превратилась в «Високосное Лето #2» в составе: Александр Ситковецкий, Крис Кельми, Александр Зайцев,Сергей Шевелев. Позже группа «Високосное Лето» превратилось в «Автограф».  В 1973 году, после произошедшей в «Високосном Лете #2» реорганизации, Зайцев и Шевелев сменили в «Рубиновой Атаке» Самойлова и Ляшенко и в этом составе снялись в фильме «Шесть писем о бите». Это была группа «Рубиновая Атака #2» и одновременно «Високосное Лето #1».

В 1976 году у группы «Рубиновая атака» поменялся состав: с Рацкевичем начинают работать Илья Дубровский (вокал, бас, скрипка) и Борис Панкратов (ударные). Из-за постоянных преследований со стороны властей группа вынуждена постоянно менять название, и выступает под названием «Цитадель». В 1980 году она стала называться «Теннис». В 1981 году вновь происходит смена состава, с Рацкевичем играют Андрей Туманов (бас, позже — группа «Альянс») и Сергей Сафонов (ударные, позже — группа «Альфа»). Но уже в 1982 году, с возвращением в состав Баски группа вернула себе прежнее название — «Рубины», а третьим участником группы становится Александр Журавлев, игравший на клавишном агрегате «Casio».
В 1984 году вместе с клавишником Николаем Ширяевым Рацкевич собирает новый проект Вектор — первую в России студию компьютерной музыки, где работает в стиле диджея брейк-данса, воспевая эклектику.
В конце 1980-х годов, вместе с клавишником Олегом Литвишко вторгается в сферу нью-эйджа и электронной музыки.
В 1988 году, совместно с Василием Шумовым организуют независимый лейбл Лава. В 1989 году, новый лейбл инициирует на студии Мелодия выпуск 4 пластинок с записями экспериментальной музыки: «Ночного проспекта», «Союза композиторов», Василия Шумова и самого Рацкевича.
В том же 1989 году Сергей «Баска» Лешенко и Илья Дубровский возродили под лейблом «Рубиновой Атаки» концертный состав, исполняющий рок-н-рольные стандарты, — в него также вошли Сергей Шевелев («Рубиновая Атака»-73, барабаны), и несколько молодых музыкантов — Котов Николай (ударные), Георгиев Александр (ритм-гитара), Пономарев Дмитрий (клавиши). «Жаль, что без меня!» — прокомментировал это событие Рацкевич.
В 1990-х и начале 2000-х годов Рацкевич сотрудничал с телекомпанией ВИД, где являлся автором музыки к заставке телекомпании и многим её программам.
В 1993 году Баска собрал группу «Juk box» в сотаве: Баска — вокал, гитара, Евгений Полянский — бас, Александр Карпет — гитара, Юрат Харуллин — клавиши, Алексей Сикорский (брат Александра Сикорского, руководителя старинной группы «Атланты») — барабаны. Впрочем, барабанщиков в «Juk box» сменилось довольно много, последним работал Николай Быков, выступавший одновременно в составе Рацкевича. Последний год Баска играл вдвоем с Евгением Полянским- клавишные. «Juk box» по-прежнему исполнял традиционную музыку и просуществовал до февраля 1997 года. В декабре 2014 года Баска ушел из жизни.
В конце 2000-х — начале 2010-х годов Рацкевич организовал проект «ZoomRa» (ZoomRa — Fractal Compilation Fest (F.C.F.) Sound ART+Multimedia) для «поиска новых аудио-визуальных палитр для новаторской электронной сцены и создания целого ряда базовых творческих технологий»
В 2008 году вышел 10-й CD альбом — Ratzkevitch MAH-JONGG в котором представлена музыка для интеллектуалов.
То, что делает Рацкевич сегодня, можно назвать музыкальным фри-стайлом. Это сочетание совершенно разной музыки, от рок-н-роллов в электронной обработки и переработки классики до совершенно абстрактных форм.

Дискография Владимира Рацкевича:

1990 «Задача в общем виде» («Мелодия») — LP

1991 «Квадрат спасения» («Мелодия») — LP

1991 «Без дыхания» («Мелодия», сборник) — LP

1992 «Сюита Т» (США-LAVA) — CD

1995 «Живопись» (FeeLee) — CD

1996 Песни (FeeLee) — CD

1996 Siphilis (FeeLee) — CD

1996 Rock’mix’Roll (FeeLee) — CD

1997 Муха (FeeLee) — CD

1999 Хлорофилл (RoneEs) — CD

2000 33 оборота («Союз») — CD

2002 Zoom-Ra (Экзотика) — CD

2008 Ratzkevitch MAH JONG — CD

http://www.fulldozer.ru/

 

1996 CD Песни — В 60-е годы Владимир Рацкевич стоял у истоков российской рок-музыки (легендарные группы «Рубины» и «Рубиновая Атака»). В 80-е стал одним из пионеров московской сцены экспериментальной электроники, организовал первую в стране студию компьютерной музыки «Вектор» и продюсировал записи группы «Центр». В 90-е совместно с Алексеем Борисовым и Дмитрием Уховым инициировал международный фестиваль «Electric Future». Владимир Рацкевич пишет музыку для кино и телевидения (программа «Взгляд»), занимается продюсерской деятельностью, а также является автором многочисленных альбомов. «Густота поэтического бреда признанного мастера электронной музыки достигает такой плотности, что становятся совершенно неразличимы указанные на обложке С. Соколов, Р Брэдбери, Д. К. Томас, В. Розанов и П. Дэзмонд. Столь же необъятно количество музыкальных цитат, культурных аллюзий, стилизаций и т.д. «А вы ноктюрн сыграть смогли бы?..» А если бы ORB или Aphex Twin записали саундтрэк к фильму «Семнадцать мгновений весны»?

1996 CD Siphilis — «Эксперимент на грани китча, синтез электронного хардкора, эмбиента и нойза. Как все это удалось совместить в каждом отдельно взятом треке — остается загадкой, и тем не менее, так оно и есть! Безумная по своей интенсивности и экспрессии работа, опередившая свое время и до сих пор звучащая необычно и актуально».

1996 CD Rock’mix’Roll — «Ремикшированный рок-н-ролл Владимира Рацкевича — это не рок-н-ролл, а наши представления о нем. Довольно глуповатые и смешные. Так, вероятно, зрелые музыканты с ехидной улыбкой прощаются со своим героическим прошлым. Рецепт прощального слова довольно нехитрый — практически все известные мелодические и ритмические модели (рок, кантри, ритм-н-блюз), модные в середине 90-х дэнс-ритмы, цитаты из Шостаковича, Дунаевского, Хейли сэмплируются и доводятся до идиотизма… Можно немного порассуждать о «комическом в музыке».

1997 2CD Муха — «Инструментал инструменталу рознь… Композиции Рацкевича нелепо слушать на фоне светских бесед, алкогольных оттяжек и прочей болтовни… Хотя ничего заумно-замороченного в «Мухах» нет. Это по-настоящему современная музыка, насыщенная юмором, фантазией, компьютерно-электронными радостями. Образная и выразительная».

1999 CD Хлорофилл — ВЫХОД ДИСКА «ХЛОРОФИЛЛ» сопровождался скандалом: русское MTV отвергло клип «Охота на мух», сделанный гитаристом Владимиром Рацкевичем для раскрутки «Хлорофилла», на том основании, что в нем многовато насилия. Хотя на деле это безобидный компьютерный мультфильм. Рацкевич, который в основном ведет образ жизни бойца «закадрового» фронта (его джинглы сопровождают многие телепрограммы, например, те, что делает «ВиД»), все же принял участие в проекте «Депеша для «Депеш Мод» (двойной альбом российских рок-групп + клип + концерты). Кроме того, он вместе с Алексеем Борисовым из F.R.U.I.T.S является организатором и постоянным участником цикла ежемесячных концертов авангардного техно Electric Future.

2002 CD Zoom-Ra — Пластинка ART DE MIXAGE вечного новатора российской электронной сцены Владимира Рацкевича, выступающего сегодня под именем Zoom.Ra, подводит черту под длящимися годами экспериментами со звуком. Подобно многим «ищущим музыкантам» до него, Рацкевич в результате своих поисков аутентичного звучания пришел к эклектике. Сплав фолка, соула, фанка, джаза, блюза, техно, драм-н-бейса и многого другого рождает новое непохожее звучание, присущее именно проекту Zoom.Ra. Получившийся салат, именно из-за своей разносторонности, интересен для многих, от музыкальных гурманов до молодых любителей оторваться на танцполах. Эклектичность альбома кажется вполне естественной и не бросается в глаза, ведь сплав под названием ART DE MIXAGE лил мастер.

Разобрать диск на отдельные треки невозможно, композиции плавно перетекают одна в другую, создавая у слушателя впечатление, что он присутствует при создании некоего глобального микса. Вообще, альбом слушается как живое выступление, кои у проекта весьма артистичны и захватывающи. Сочетание высокотехнологических звукозаписывающих решений, электронных ритмов, синтезированных мелодий с неожиданными звуками техногенных монстров (вроде непонятного инструмента, напоминающего ручную циркулярную пилу – эту штуку, рассыпающую вокруг себя снопы искр, я видел сам на выступлении Рацкевича) и «чужих» голосов обволакивает непередаваемой атмосферой какого-то урбанистического шаманства, затягивая в круг мира звуков ART DE MIXAGE.

Гастрольные байки

Говорят, что 70-е годы были скучные и что ничего интересного у нас тогда не происходило. Да, конечно, мир в 70-е не испытывал потрясений, подобно тому, как это было в 60-е или в 80-е годы, но говорить, что у нас было скучно — не верно. Рок-сообщество — это был настоящий параллельный мир со своими традициями, языком, модой.

Если уйти со «Стрита», прошмыгнуть Красную площадь, перейти через Москва-реку и свернуть налево, то мы как раз выйдем на Раушскую набережную к ДК «Энергетик» — в начале 70-х там проходили все наиболее значимые концерты. Сейшны с участием «Рубиновой Атаки», «Второго Дыхания» или «Скоморохов» Александра Градского собирали столько народу, что, бывало, приходилось вызывать конную милицию, чтобы хоть как-то освободить от народа, от «пипла», если по-нашему, проезжую часть. Среди хиппи и вообще поклонников рока в 70-х годах даже ходила присказка: «Центр Москвы там, где сегодня рок-концерт». Однажды в ДК «Энергетик» должна была выступать группа «Рубиновая Атака». Перед концертом на танцах в фойе играла еще малоизвестная группа «Машина Времени», а должны были еще приехать какие-то артисты из театра им. Маяковского. Народу собралось страшное количество, все проходы были забиты задолго до начала сейшна, а еще больше было не попавших на концерт, которые толпились у входа в ДК. Администрация поспешно закрыла ворота, а это были массивные железные ворота, и в итоге артисты из театра им. Маяковского на концерт не попали — просто не смогли приблизиться ко входу в здание.

Публика собралась целиком рокерская, вела себя крайне раскованно, орала, свистела, танцевала, трясла хаером и всячески оттягивалась. Музыканты «Рубиновой Атаки» вырядились в какие-то шкуры, на Баске-Ляшенко были штаны из искусственного меха. Но после первых двух отыгранных группой вещей публика, оставшаяся на улице, выломала те кованые ворота и ворвалась, сметая контроль, в ДК.

Владимир Рацкевич рассказывает: «Этот зал представлял собой партер, который разделяли два прохода. Не помню, был ли там бельэтаж. В фойе шли танцы, на которых играла начинающая тогда группа «Машина Времени». Народ потихонечку из этого фойе переместился в зал и заполнил все места. Погасили свет, мы вышли на сцену, раздались все эти жуткие приветствия, свист и крики. Начали мы играть какие-то пьесы, то ли «Дорз», то ли «Роллинг Стоунз». И видно было: два прохода. На третьей композиции нашей энергичной музыки вдруг я увидел, как исчезли просветы между рядами, видимо, наступил тот момент, когда рухнули кованые ворота на улице, и весь народ, который стоял на набережной, сюда просочился. Они поднялись на второй этаж и окончательно заполнили все пространство. И тут, конечно, началось нечто невообразимое!»

«Рубиновая Атака» продолжила концерт, а те артисты так и не выступили. И надолго у всех остался в памяти разгневанный Баска, кричащий в микрофон на дружинников: «Пока тех волосатых не пропустите, играть не будем!!!»

Надежда Аспанова, устроительница тех концертов вспоминает, что артистом, которого публика не пропустила в ДК «Энергетик», был сам Армен Джигарханян. Прижатый к железным воротам Дома культуры, он тогда спросил: «Кто же эти молодые люди, что собирают публики больше, чем я?!» Это была «Рубиновая Атака»: Владимир Рацкевич, Сергей «Баска» Ляшенко, Александр Самойлов…

Автор текста: Владимир Марочкин

Все фото: Александр Агеев

Основной состав Рубиновой Атаки:

Владимир Рацкевич, Александр Самойлов, Сергей Ляшенко

ЦИТАДЕЛЬ:

Илья Дубровский, Владимир Рацкевич, Сергей Шевелёв

Владимиру Рацкевичу

 

Эксперименты без занудства

Дают приплод особых песен.

Он-мастер странного искусства,

Наверно, тем и интересен!

 

Он, попадая точно в точку,

Стал рекордсменом по удачам,

Дав звуковую оболочку

Весьма известным передачам!

 

Горит спокойнее безликих,

Но он-мыслитель класса «экстра»:

Десятки передач великих

Прошиты звуками маэстро.

При этом, сам в тени остался.

Как видно, скромности в угоду

Вполне разумно постеснялся

Явить талант лицом народу.

 

Чем глубже-тем оригинальней

И нет претензии к планиде,

Поскольку так найти реальней

Ответ к задачам в общем виде.

Евгений Алексеева из Кастаная