Vladimir Ratzkevitch ZoomRa Moscow Planetarium

5 октября 2012 года в Московском Планетарии состоялось электронное шоу Владимира Рацкевича и его проекта ZoomRa …

Я, Сергей Демьянов и Александр Фёдоров решили сходить на это представление, а в день самого концерта к нам еще присоединился Александр Трунтаев. До этого момента я с трудом себе представлял музыку Владимира Рацкевича. Слышал его имя неоднократно — ведь музыкантов-электронщиков в России можно пересчитать по пальцам, если ди-джеев отсеять из списка. Слышал о его музыке разное, но цитировать не буду, потому, что теперь есть собственное мнение. Оно в том, что это несколько иная электроника, нежели та, которую до сего момента мне приходилось с удовольствием слушать. И — да — в значительной степени с ди-джеевским и нойзовым (шумовым) уклоном. Мелодии здесь исчезающе редки, зато спецэффектов невероятное количество — из них и из дюжего воза барабанов состоит все, что называется «музыка Владимира Рацкевича», у которой за десятилетия творчества композитора (Владимир Рацкевич — один из долгожителей советской и российской электронной сцены) сформировался свой особый слушатель.

 

Меня удивил обильный состав музыкантов на сцене: одних барабанщиков было трое — барабанщик и две барабанщицы, контрабасист с электроконтрабасом (не каждый день такой инструмент увидишь!), электроскрипка, саксафон. Конечно, были и клавишные, но, как мне показалось, они имели чисто символическое значение и куда важнее для маэстро Рацкевича были всевозможные Каосилляторы и прочие генераторы эффектов, а так же гитара.

Концепция этого шоу почему исключала прямую видимость артистов и потому все они были одеты в темное. Вы можете себе представить в темной комнате черную кошку, которой там нет? — это Владимир Рацкевич и его команда ZoomRa в звездном зале Планетария. Зато музыкальные инструменты были подсвечены самым заметным образом подчеркивая идею, что главные здесь они — умные звуковые машины. Даже кабели соединяющие источники звука с микшерным пультом и барабанные палочки были светящиеся.

Второй составляющей (а по сути — первой) были фрактальные видеоинсталляции на куполе-экране Планетария. Но не во весь купол, а только над сценой. тут стоит добавить, что весь концерт был посвящен Бенуа Мандельброту — основоположнику фрактальной геометрии — науке о фигурах, описанных особыми уравнениями, определяющими бесконечную глубину детализации и сложности этих фигур. И можно погружаться, падать в глубину фрактала, но никогда не достигнуть дна — перед взором путешественника будут открываться все новые и новые подробности этих сложных и удивительных образований.

Вот из таких фигур и завитушек и состояли все видеоролики, от которых я подобно множеству других бандерлогов в звездном зале зачаровано пялился на бесконечного удава Каа, который гипнотизируя извивался на экране. Минут через 15-20 это набило оскомину и отпустило, утомило даже, но вдруг на смену плоским явились фракталы уже трехмерные, которые взялись за мой мозг с новой силой…

Увы, но звездного неба или каких-либо полнокупольных проекций, чего-то связанного с космосом или тематикой Планетария на этом концерте зрители не увидели. Хотя сама тема концерта (если абстрагироваться от музыкальной части) была вполне научна и могла бы (и должна бы, по моему мнению) быть сопровожденной каким-то коротким объяснением, введением во фрактальную геометрию, которая для большинства нашего — совсем не фрактального мира — есть большая загадка и непонятка. В то же время фрактальные алгоритмы с успехом применяются для моделирования облаков, морских волн и горных массивов в программах трехмерного моделирования и дизайнеры об этом знают. Но их тоже не всегда рассказать допросишься. Так что в следующий раз надо обязательно попросить маэстро Владимира Рацкевича рассказать о том, чему он посвящает свою необычную музыку. Ну, а в этот раз он появился на сцене, отыграл концерт и покинул сцену так и не сказав ни слова.